Двигатель вырабатывает большое количество тепла во время работы, и во избежание повреждений его необходимо постоянно охлаждать. Обычно это делается путем циркуляции охлаждающей жидкости и воды, смешанной с раствором антифриза через особые каналы. Некоторые типы двигателей охлаждаются путем циркуляции воздуха над оребренными корпусами.
Многие отечественные производители комплектуют свои транспортные средства резиновыми патрубками. В неблагоприятных условиях патрубки подвергаются сильному износу. Причинами могут стать резкие перепады температур, неравномерная нагрузка и т.д. В связи с этим их заменяют на силиконовые аналоги. Заказать комплект силиконовых патрубков на Газель, УАЗ и КАМАЗ можно на странице https://kit-motors.ru/articles/silikonovye-patrubki-sistemy-oxlazhdeniya-uaz-gaz-kamaz сайта компании «Кит-Моторс».
Блок двигателя с водяным охлаждением и головка цилиндра соединены с проходящими через них каналами охлаждения. В верхней части головки цилиндра все каналы сходятся в одно выпускное отверстие. Насос, приводимый в движение шкивом и ремнем коленчатого вала, подает горячую охлаждающую жидкость от двигателя к радиатору, который является формой теплообменника. Нежелательное тепло передается от радиатора в поток воздуха, в теплоноситель, а затем возвращается к входному отверстию в нижней части блока и обратно в каналы.
Обычно насос посылает охлаждающую жидкость через двигатель и вниз через радиатор, пользуясь тем, что горячая вода расширяется, становится легче и по мере нагревания поднимается над холодной водой. Его естественная тенденция — течь вверх, и насос помогает циркуляции. Радиатор соединен с двигателем резиновыми шлангами и имеет верхний/нижний резервуар, соединенный «ядром» из нескольких тонких труб.
Трубки проходят через отверстия в стопке тонколистовых плавников, так что сердцевина имеет очень большую площадь поверхности и может быстро терять тепло к воздуху, когда он проходит через нее. В двигателе при нормальной рабочей температуре охлаждающая жидкость находится чуть ниже точки кипения. Риск закипания предотвращается повышением давления в системе, что увеличивает температуру кипения.
Дополнительное давление ограничивается крышкой радиатора, в которой установлен клапан давления. Слишком высокое давление открывает клапан, и охлаждающая жидкость течет через переливную трубу. В системе охлаждения такого типа наблюдается небольшая непрерывная потеря охлаждающей жидкости, когда двигатель очень горячий. Систему необходимо время от времени пополнять.
Более поздние автомобили имеют закрытую систему, в которой любой перелив попадает в расширительный бак, откуда он всасывается в двигатель, когда охлаждающая жидкость охлаждается.